Значение двунадесятых праздников

Значение двунадесятых праздников

Большинство двунадесятых праздников привязано к конкретной дате (поэтому их называют “непереходящими”), но время празднования нескольких из них не закреплено в календаре и каждый год отсчитывается от даты празднования Пасхи.

Рождество Пресвятой Богородицы
(21 сентября)

В этот день мы вспоминаем, как у благочестивых и долгое время бездетных супругов - Иоакима и Анны - родилась дочь Мария. Её чудесному рождению предшествовало явление Ангела, который возвестил, что Бог услышал их молитвы о даровании ребенка, и родится Та, которую будет славить весь мир, ибо чрез Неё придёт Спаситель мира.

Годовой круг великих праздников неслучайно начинается именно с рождения Пречистой Девы, Её рождение - начало пути к Пасхе и к нашему спасению.

Тропарь* праздника

“Рождество Твоё, Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной: ибо из Тебя воссияло Солнце правды — Христос Бог наш, и, разрушив проклятие, дал благословение, и, уничтожив смерть, даровал нам жизнь вечную”.

Воздвижение Креста Господня
(27 сентября)

Этот праздник напоминает нам сразу о двух событиях. В 326 году в Иерусалиме чудесным образом был найден тот самый Крест, на котором распяли Христа. А в 7 веке Крест был возвращён из Персии византийским императором Ираклием. Само название праздника произошло от того, что после обретения и возвращения Крест трижды воздвигали (поднимали), дабы верующие могли увидеть великую Святыню.

После того, как Император Константин и его мать, царица Елена, приняли христианство, они зажглись идеей непременно отыскать утраченную святыню. Для этого они отправились в Иерусалим и решили провести раскопки около Голгофы - места казни Спасителя. Глубоко в земле были найдены три креста. Как определили, какой из них - Христов? Предание говорит, что кресты по очереди прикладывали к тяжело больной женщине, и один из них чудом исцелил её. Также их прикладывали к усопшему, которого проносили мимо с похоронной процессией. И тот же крест оживил умершего. Святые восприняли это как явное указание на истинный Крест Господень.

«Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твоё, победы православным христианам над неприятелями даруя и Крестом Твоим сохраняя народ Твой».

Введение во Храм Пресвятой Богородицы
(4 декабря)

После рождения своей дочери Марии Иоаким и Анна, в знак особой благодарности Богу, дали обет, что посвятят ребёнка Богу и, по сложившемуся в те времена обычаю, отдадут её на воспитание в Иерусалимский Храм.

Когда Марии исполнилось 3 года, родители впервые привели её в это особенно почитаемые иудейским народом место. На пороге храма девочку встретил первосвященник Захария и, как гласит Предание, ввёл её во Святая Святых - место, куда имел право раз в год входить только первосвященник.

Почему Церковь сохранила для нас память об этом дне? Чтобы подчеркнуть: в дом Божий, каменный храм вошла маленькая девочка, Которой в скором времени суждено Самой стать вместилищем Господа, живым храмом, и родить в мир Спасителя Иисуса Христа.

«Ныне предзнаменование благоволения Божия и возвещение спасения людей: в храме Божием Дева торжественно является и Христа всем предвозвещает; громогласно и мы воскликнем Ей: “Радуйся, промысла Создателя исполнение!”»

Рождество Христово
(7 января)

Рождение Спасителя - событие, к которому человечество и, прежде всего, народ Божий готовились много тысяч лет. Сын Божий стал Сыном Девы, чтобы спасти людей от греха, восстановить их божественное достоинство и вернуть в рай, из которого были изгнаны Адам и Ева.

«Рождество Твое, Христе Боже наш, воссияло миру светом знания, ибо чрез него звездам служащие звездою научались Тебе поклоняться, Солнцу правды, и Тебя знать Восток с высоты. Господи, слава Тебе!»

Крещение Господне
(19 января)

В греческой традиции праздник Крещения называется Погружением. Изначально этот праздник был соединен с Рождеством. Древние христиане праздновали явление Бога в мире: в Рождестве Он, Невидимый Бог, облёкся в видимую плоть, а в Крещении неизвестный людям сын плотника Иисус открыто перед всеми был назван Агнцем Божиим.

Во время погружения в Иордан народу не только явился наш Спаситель, но и открылись все лица Пресвятой Троицы: через глас с неба Бог явился как Отец, через погружаемого в воду Христа, как Сын, а через спускающегося с неба голубя, как Святой Дух.

«При крещении Твоём во Иордане, Господи, открылось поклонение Троице: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, возлюбленным Тебя Сыном именуя, и Дух в виде голубя подтверждал непреложность слова. Явившийся, Христе Боже, и мир просветивший, слава Тебе!»

Сретение Господне
(15 февраля)

Со славянского языка слово “сретение” переводится как “встреча”. Встреча Ветхого и Нового Заветов, встреча Младенца Спасителя и старца Симеона, встреча Бога-Законодателя и закона, которому Он в лице Христа подчинился.

На 40-й день после рождения Иисуса Иосиф и Мария принесли Сына Божия в Храм, чтобы, по иудейскому закону, вместо первенца-сына принести в жертву Богу первенца-ягнёнка или голубя. В Храме их встретили праведный Симеон и пророчица Анна, для которых встреча с Младенцем Христом была благой вестью о долгожданном пришествии в мир их Избавителя и Спасителя всех людей.

Но Сретение стало не только радостным предвестием. Принесённая в Храм жертва - образ будущей Жертвы, Которой станет Христос Спаситель. Как Богородица Мария стоит в Храме во время принесения голубя вместо Своего Сына, так Она, по пророчеству Симеона, будет стоять на Голгофе у Креста, на котором Её Сын принесёт Себя в жертву за всех людей.

«Радуйся, Благодатная Богородица Дева: ибо из Тебя воссияло Солнце правды — Христос, Бог наш, просвещаяй находящихся во тьме. Веселись и ты, старец праведный, принявший в объятия свои Освободителя душ наших, дарующего нам воскресение».

Благовещение
(7 апреля)

Когда-то в раю Ева отвергла волю Божию о себе и всём человечестве, что привело людей на путь греха. Мария же стала Второй Евой, Которая полностью предалась воле Божией, что стало началом нашего пути ко спасению.

В день Благовещения человечество получило сразу две благие вести: от архангела Гавриила и от Марии Девы. Вестник Божий сообщил Пречистой, что в мир придет Спаситель и что именно Она станет Его Матерью и родит Бога. А Дева своим кротким согласием исполнить эту непростую миссию подарила всему человечеству возможность спасения. .

«Ныне начало нашего спасения и бывшей от века тайны открытие. Сын Божий становится Сыном Девы, и Гавриил благодать благовествует. Потому и мы с ним Богородице воскликнем: “Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою”».

Вход Господень в Иерусалим
(воскресение перед Пасхой)

В этот день мы вспоминаем величественный вход Христа в Иерусалим. Как Царь, который принес мир, Он въезжал на ослёнке, а не на воинственном коне. Местные жители встречали Иисуса с большой радостью - в знак особого уважения они стелили ему под ноги свою одежду и пальмовые ветви. Но уже через неделю представители народа Божия будет требовать Его казни на кресте.

Вход Господень в Иерусалим - торжественный и одновременно скорбный праздник, потому что радость встречи Царя и Мессии предваряет горечь Его страданий и смерти. Но, не смотря на всю грусть, для нас это радостное событие. Входя в Иерусалим, Господь знал, что идёт на Голгофу. Но по Своей любви ко всем людям Он добровольно шёл туда, чтобы даровать человечеству радость Воскресения, которую за день до этого даровал своему другу Лазарю, воскресив его после смерти.

«Общее воскресение прежде Своего страдания утверждая, из мёртвых воздвиг Лазаря Ты, Христе Боже. Потому и мы, как дети, носящие знамения победы, Тебе, Победителю смерти, восклицаем: “Осанна в высших, благословен Идущий во имя Господне!”»

Вознесение
(40-й день после Пасхи)

Сорок дней после Своего Воскресения Спаситель являлся ученикам, наставляя их. Теперь же Он возносится от них на Небо, но не оставляет одних. Господь обещает послать им Святого Духа и всегда быть с ними в Своём Теле - Церкви.

Праздник Вознесения соединяет в себе всю историю человечества от первых людей до Второго пришествия. Первый Адам после грехопадения был лишён Божьей славы и после смерти стал прахом земным, Второй Адам, Христос, победил смерть и по Воскресении вознёсся во славе на Небо. По слову ангелов, во время Второго Пришествия Господь снова придёт на землю так же, как и взошёл с неё.

«Вознёсся во славе, Христе Боже наш, радости исполнив учеников обещанием Святого Духа, по утверждении их благословением, что Ты – Сын Божий, Избавитель мира».

Пятидесятница
(50-й день после Пасхи)

На 50-й день после Пасхи, через 10 дней после Вознесения Христа на небо, на апостолов и бывших с ними людей в виде языков пламени сошёл Святой Дух - так свершилось данное Спасителем обещание. После этого события апостолы получили дар говорения на разных языках, что дало им возможность проповедовать Воскресение Христово во всех концах земли.

Праздник Пятидесятницы еще называют днем рождения Церкви, ведь после того, как апостолы разошлись со своей проповедью по всему миру, огромное число людей откликнулось на их свидетельство и уверовало в смерть и воскресение Иисуса Христа. С тех пор вплоть до наших дней Церковь продолжает расти и приумножаться.

«Благословен, Христос Бог наш, премудрыми явивший ловцов, ниспослав им Духа Святого, и ими уловивший вселенную. Человеколюбче, слава Тебе».

Преображение Господне
(19 августа)

В праздник Преображения мы вспоминаем эпизод из Евангелия, когда Христос, взяв троих учеников, Петра, Иоанна и Иакова, поднялся с ними на гору Фавор и приоткрыл им Свою Божественную природу. Апостолы увидели, как их любимый Учитель засиял, подобно солнцу, Его одежды сделались белоснежными, а с неба раздался голос Бога-Отца.

«Преобразился на горе, Христе Боже, показав ученикам Твоим славу Твою, насколько могли вместить. Да воссияет и нам, грешным, вечный Твой свет молитвами Богородицы, света Податель, слава Тебе».

Успение Пресвятой Богородицы
(28 августа)

Праздник Успения завершает годовой круг двунадесятых праздников. В этот день мы вспоминаем то, как душа Богородицы отошла ко Господу. Почему же мы так радуемся этому событию? Ведь, как может показаться на первый взгляд, повод у него очень скорбный.

Все дело в том, что Божия Матерь не просто умерла, как умирали миллионы людей до и после нее. Слово “успение” можно перевести как “сон”. И конец ее земной жизни - это временный сон перед пробуждением в жизнь вечную.

Смерти больше нет, Своим воскресением Христос победил ее. А потому для нас Успение - это большая радость о том, что Мария, родившая в мир Бога, теперь пребывает вместе с Ним в Царствии Небесном. И это вера в том, что и нас после смерти ждет та же участь, ведь Господь сделал все необходимое для нашего спасения.

«В рождестве девство сохранила Ты, во успении мира не оставила Ты, Богородица. К жизни перешла Ты, Матерь Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши».

Читайте также

Подворье
10 марта 2021
Требуются продавцы
Работа в филиалах нашего магазина
Читать далее
Митрополичьи палаты
10 марта 2021
Земля Святых
Показ документального фильма Ларисы Геращенко
Читать далее
Подворье
28 февраля 2021
Обращение Патриарха 28.02.2021
Обращение Патриарха КИРИЛЛА по поводу Международного Дня редких (орфанных) заболеваний
Читать далее
Паломничество
14 января 2021
Паломничество в Нею
Молодежный ансамбль Хоровой школы совершил паломничество в  Костромскую область, в город Нею
Читать далее
Паломничество
21 февраля 2021
Лыжня в Лавру
«Дорога в Лавру» – один из главных паломнических маршрутов в нашей стране.
Читать далее
Троицкая школа
07 января 2021
А.В. СУВОРОВ. НАУКА ПОБЕЖДАТЬ
Драматическая студия Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры представляет
Читать далее
Митрополичьи палаты
02 декабря 2020
Богословская конференция ПСТГУ
В Митрополичьих Палатах прошла Филаретовская секция ежегодной Богословской конференции ПСТГУ.
Читать далее
Митрополичьи палаты
02 декабря 2020
Ежегодная богословская конференция
Филаретовская секция 
Анестезия vs Ἀναστασία: Русское богословие о страдании, смерти и воскресении
Место проведения: Московское Троицкое Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2-й Троицкий пер., 6, стр. 9
Читать далее
Митрополичьи палаты
18 ноября 2020
Празднование памяти святителя Тихона
В Домовом храме Митрополичьих палат состоялось праздничное богослужение в день памяти святителя Тихона, Патриарха Всероссийского.
Читать далее
Богослужение
18 октября 2020
Память святителей Московских
В Домо́вом храме Подворья, освященном в честь Московских первосвятителей, было совершено богослужение престольного праздника
Читать далее
Троицкая школа
05 октября 2020
Внеплановые каникулы
В связи с распоряжением священноначалия в Хоровой школе объявляются внеплановые каникулы с 5 по 18 октября
Читать далее